17.08.2016 Автоматизация, телемеханизация и связь в нефтяной промышленности
А.Э. Караев, И.В. Москвитина, А.Н. Будяков (ПАО Газпром нефть)
публикация в pdf-формате

Современное развитие информационных технологий и систем управления позволяет значительно повысить эффективность производственных процессов.

Практически в любом направлении деятельности или бизнесе сейчас используются те или иные автоматизированные решения. И чем сложнее бизнес-процесс, тем более сложные системы реализуются для его поддержки, сопровождения и повышения эффективности. В крупных компаниях для поддержки деятельности могут применяться десятки различных автоматизированных решений, интегрированных в единое информационное пространство. Но если речь идет о вертикально интегрированных компаниях нефтяной отрасли, имеющих в своей структуре десятки дочерних обществ, которые занимаются добычей и разведкой, нефтепереработкой, сбытом, логистикой и другими процессами, создание единого автоматизированного решения для всей группы компаний даже по одному из направлений деятельности — это крайне сложная, комплексная и зачастую труднореализуемая задача. Более того, реализовав такой проект и запустив систему в промышленную эксплуатацию, необходимо обеспечить ее гибкость для организационных и структурных изменений, добавление в общее информационное пространство новых дочерних обществ (ДО) посредством эффективной технологии тиражирования. Именно эти вопросы рассматриваются в статье на примере функции материально-технического обеспечения ПАО «Газпром нефть», а также опыта построения и эффективной адаптации автоматизированной системы управления материально-техническим обеспечением при реорганизациифункции закупок.

Использование единой автоматизированной системы управления материально-техническим обеспечением (МТО) много лет позволяет обеспечить высокую эффективность процессов закупки материально-технических ресурсов (МТР) и услуг, прозрачность процессов, значительно снизить бумажный документооборот и трудоемкость работы сотрудников.

Но в связи с реорганизацией функции закупок ПАО «Газпром нефть» и передачи ряда операций из Дирекции закупок и капитального строительства в одно из дочерних обществ «Газпромнефть — Снабжение» требовалось оперативно перенастроить системы на новые схемы работы и взаимодействия подразделений компании, обеспечить бесперебойность закупочных процессов и не сорвать исполнение сроков поставки МТР, необходимых для производственной деятельности ДО и выполнения инвестиционных проектов. Эта задача была успешно решена в кратчайшие сроки. За счет единой методологии процессов и единого подхода при построении автоматизированной системы удалось оперативно выполнить тиражирование и развертывание функционала на новых рабочих местах, избежать проблем при работе сотрудников закупочных подразделений. По сути, тиражирование системы включало в себя минимум работ по настройке на новые организационные уровни и создание системных ролей для нового предприятия. При этом централизованные справочники нормативно-справочной информации (НСИ) позволили избежать дополнительных работ по миграции и загрузке данных, все данные доступны из единого источника для подразделений компании без каких-либо дополнительных трудозатрат. Работы были выполнены оперативно и в требуемые сроки Департаментом информационных технологий, автоматизации и телекоммуникации совместно с разработчиком решения ЗАО «ИНЛАЙН ГРУП».

Это позволило перейти к новой модели взаимодействия и работы закупочной структуры ПАО «Газпромнефть». Рассмотрим более детально, за счет каких подходов к построению системы управления закупок как методологически, так и с точки зрения автоматизации удалось построить гибкую и масштабируемую систему. Выделим несколько ключевых, по сути базовых, элементов при построении системы управления закупками в вертикально интегрированной компании:

1. Формирование единой методологической основы для функции закупки.

Это фундамент качественной системы. Единые процессы формируют правильную организацию процесса, а эффективное взаимодействие всех служб внутри компании достигается созданием единых правил работы посредством стандартизации процесса, определения четких сроков согласования, рассмотрения и утверждения документов. Именно унифицированная методология самих бизнес-процессов позволяет заложить основу для качественного проекта автоматизации и избавиться от рисков автоматизации хаоса.

2. Формирование целевой модели для развития и автоматизации.

Здесь важно определить, какие цели необходимо достичь, используя целевую систему, т. е. заглянуть в будущее как процессов закупки, так и развития компании в целом, определить основные направления развития и совершенствования, а также зафиксировать текущие риски и информационные разрывы, чтобы исключить их в будущем. Современные целевые решения — это, конечно, развитие функций электронных закупок, снижение бумажного документооборота, переход к максимальному использованию электронного согласования документов и цифровой подписи.

Все это позволяет сформировать перспективные направления развития самих бизнес-процессов и изначально заложить в будущую автоматизированную систему дополнительные возможности и не ошибиться с выбором платформы для автоматизации, которая поддержит целевые процессы.

3. Создание единой системы управления закупками — единого централизованного автоматизированного решения для группы компаний.

Именно централизация автоматизированной системы и создание шаблонного решения позволяют избежать различий на уровне дочерних обществ компании и не допустить возникновения специфичных решений, которые в силу отсутствия единого подхода создают проблемы при последующем развитии, тиражировании и поддержке системы. При этом необходима предварительная проработка справочников НСИ, так как они лягут в основу работы будущей системы. НСИ должна быть актуальной, не содержать дублей, вестись централизованно, чтобы избежать проблем с миграцией и загрузкой данных из разных систем. Только единое решение позволит оперативно адаптироваться к изменениям в работе предприятий и вносить централизованно изменения и расширения в систему, которые будут одномоментно доступны всем участникам процесса.

Взяв за основу указанные три элемента, авторы смогли построить эффективную систему управления закупками и создать автоматизированную систему, которая уже много лет успешно поддерживает закупочные процессы ПАО «Газпром нефть». Общая схема технической реализации системы представлена на рисунке.


Успешное тиражирование системы на новые активы, которые включаются в структуру компании, позволяет говорить о том, что выбран правильный путь развития. Но еще более показательна конечная проверка адаптивности системы в связи с реорганизацией функции закупок и успешным переходом к новому порядку работу. Считаем, что именно поэтапный подход к целевому процессу позволит сформировать качественную систему управления и обеспечить адаптивность как автоматизированных решений, так и сей системы управления в целом. Применение шаблонных решений (процессов закупки, управления финансами, персоналом и др.) для крупных компаний показало свою эффективность с точки зрения развития и управления затратами на сопровождение и поддержку, но фундамент для таких решений — это всегда качественно проработанная, унифицированная методология процессов, закрепленная в нормативных положениях компании, ее стандартах и методиках работы.

Новости
  • 14.09.2017
    «ИНЛАЙН ГРУП» на III Федеральном ИТ-форуме нефтегазовой отрасли России Подробнее
  • 01.09.2017
    «ИНЛАЙН ГРУП» примет участие в Fortinet Security Day c проектом публикации и защиты веб-приложений Подробнее
Проекты
  • Альфа-Банк
    Консолидация ИТ-ресурсов на основе индустриальных стандартов