06.09.2018 itWeek
Андрей Колесов

Дополненная реальность (augmented reality, AR) — сравнительно новое ИТ-направление, но оно довольно быстро завоевывает популярность в корпоративной среде. Правда, в России о средствах AR и возможностях их применения специалисты в основном знают пока из иностранных новостей и описания проектов, выполненных за рубежом. Однако эксперты считают, что практическое применение AR начнется уже в ближайшие месяцы. Именно поэтому компания «ИНЛАЙН ГРУП» решила активизировать работу в этом направлении, в том числе предлагая российским заказчикам собственную программную платформу вспомогательной и дополненной реальности под названием «ИКСАР» («XR»). Что можно делать с помощью AR-средств уже сегодня и что заказчики могут ожидать в ближайшей перспективе, обозревателю itWeek Андрею Колесову рассказал лидер направления AR в «ИНЛАЙН ГРУП» Игорь Гулянский.

   

itWeek: Давайте для начала определимся с самим понятием «дополненная реальность». Мне кажется, что эта технология — некий симбиоз графической цифровой реальности, физического мира с реальными объектами и мобильности.

Игорь Гулянский: В целом можно согласиться с таким определением, однако важно разделить саму технологию AR, позволяющую накладывать цифровой графический контент на реальные объекты, и средства вывода этой информации. Средства вывода — это, как правило, носимая электроника, умные устройства: смартфоны, планшеты, «умные очки», и отсюда появляется «мобильность» в определении.

Есть и так называемая вспомогательная реальность (assisted reality, тоже часто сокращаемая до AR). Разница между дополненной реальностью и вспомогательной, в нашем понимании, в том, что в первом случае контент привязан к реальному физическому объекту и отображается за счет маркеров или машинного зрения, т. е. «умное» устройство их распознает и начинает выводить интерактивный графический контент. Во втором случае изображение может быть как статичным, так и интерактивным, но по сути отображается независимо от физических объектов в поле зрения, выступая подсказками для пользователя.

«Умные очки» — это носимый на голове планшет с экраном прямо перед глазами. Их ключевое преимущество перед смартфонами или обычными планшетами — это свободные руки. Часто встречается упоминание «умных очков» как AR-средств, хотя по сути AR-технологии могут применяться на любых «умных» устройствах.

У «AR-работника» руки заняты производственными делами. Он может держать в одной руке гаечный ключ, в другой отвертку и привинчивать деталь к агрегату, одновременно получая нужную ему в данный момент информацию и даже обращаясь, с помощью, скажем, мимики, за получением каких-то дополнительных сведений. Он может работать как «в полях», так и на территории своего предприятия, только это не офис, а, например, цех или склад. Хотя может быть и зубной кабинет... AR-работник выполняет какие-то сложные или даже нетривиальные задачи, когда ему нужно в режиме онлайн получать справочную информацию, инструкции, подсказки или консультации.

С виртуальной реальностью (VR) технологии AR сближает использование носимых на голове устройств и методов взаимодействия с ними. Но все же в VR и AR используются разные типы «умных очков». В случае VR вы полностью погружены в некий «потусторонний мир». Вы бродите по лабиринтам замка или по поверхности Марса, лежа при этом дома на диване, сидя за офисным столом или находясь в кресле самолета. Вы не видите реально окружающую вас обстановку.

С AR все по-другому: вы находитесь в реальном физическом пространстве, делая реальные операции руками, а «умные очки» лишь предоставляют вам дополнительную информацию. Очень важно, чтобы очки не мешали вам работать, ограничивая, например, ваши возможности ориентации в реальной обстановке и выполнения вашей работы. В какой-то степени средствами вспомогательной реальности многие из нас уже давно пользуются: это навигаторы, которые подсказывают, как нужно управлять автомобилем, предоставляя необходимую информацию об объектах по пути и т. п. В данный момент многие автомобильные производители совместно со специализированными ИТ-компаниями как раз работают над переводом навигатора из вспомогательной в дополненную реальность, когда за счет проекции вперед вы будете, глядя на дорогу, видеть дорисованные в физическом мире стрелки, указывающие путь.

itWeek: Но опытным работникам такие помощники зачастую скорее мешают, чем помогают. Отвлекают от основного дела, да и носить на голове дополнительные приборы не очень удобно. Вот и водители со стажем не очень жалуют навигаторы, говорят, что они только отвлекают от дороги.

И. Г.: Вообще-то одна из задач любой автоматизации — свести к минимуму зависимость производственных процессов от человеческого фактора, в том числе от опыта сотрудника. Мне рассказывали, что когда на московском почтамте вводили автоматическую сортировку писем по индексам, многие удивлялись — зачем это нужно, ведь автомат тогда работал медленнее, чем опытная сотрудница. Но проблема была в том, что когда такая сотрудница уходила в отпуск или на больничный, то производительность падала в несколько раз. Не говоря уже о том, что уже через пару лет автоматы обогнали по скорости сортировки даже передовиков производства.

Пример с навигаторами также очень показателен: они не нужны, если вы ездите по хорошо знакомым маршрутам с постоянной дорожной обстановкой. Но в крупных городах ими пользуются даже те, кто ездит только на работу и обратно: ведь навигатор информирует, как меняется дорожная ситуация (пробки, ремонтные работы на дороге и пр.). Не говоря уже о таких многочисленных категориях водителей, как таксисты, курьеры, путешественники. Кстати, сейчас набирают популярность «умные очки», включающие функционал навигаторов, для велосипедистов.

itWeek: Получается, что в случае AR человек в основном выступает в роли потребителя информации?

И. Г.: Сегодня в основном — да, но не только. Есть интерактивное взаимодействие, разными способами, причем вполне очевидно, что его доля будет со временем расти. Человек может управлять с помощью голоса, мимики, прямо на ходу делать голосовые комментарии, фотографии, видео. Очень важным аспектом является то, что вся работа человека так или иначе протоколируется, и это нужно не только для контроля за его работой, но и, что намного важнее, — для обобщенного анализа его действий с целью последующей оптимизации бизнес-процессов, создания более эффективных инструкций и пр.

itWeek: А как это реально применяется на практике? В какой стадии развития находится данный рынок?

И. Г.: Тема эта уже довольно давно обсуждается в ИТ-кругах, проявляют интерес бизнес-потребители, и есть целый спектр предложений со стороны разработчиков, имеются уже реализованные проекты. Но все же, наверное, рынок находится еще на стадии начального формирования. Помимо публикаций в профессиональных СМИ этому направлению посвящен целый ряд международных выставок и конференций, на которых о своих проектах по внедрению AR рассказывают такие известные компании, как Boeing, DHL, Lockheed Martin, Bosch, Volkswagen, BP, John Deer, General Electric и многие другие.

Что касается предложений разработчиков, то данный рынок тоже находится в процессе формирования. Если говорить о собственно продуктах, то тут, как обычно для ИТ, можно выделить два основных компонента — аппаратные средства и программные.

Аппаратные AR-средства — это «умные очки», но они устроены принципиально иначе, чем в случае виртуальной реальности, когда вам не нужно видеть окружающий вас физический мир. Есть два основных варианта AR-очков: бинокулярные и монокулярные. Первый вариант — это полностью закрывающие глаза прозрачные очки (порой — даже как защитная маска у хоккеистов), на которые выводится информация. Во втором варианте может быть как прозрачный, так и непрозрачный экран, который не закрывает вам обзор и в который вы обычно смотрите одним глазом, причем фокус взгляда можно перемещать с реальности на экран и наоборот. Если экран непрозрачный, то он может крепиться на голове на гибкой «руке» (как микрофон), и в те моменты, когда он не нужен, его легко можно убрать «с глаз долой». Есть и другие, более изощренные технологии типа проецирования информации прямо на сетчатку глаза.

Однако практическое применение «умных очков», конечно, определяется софтом. Вообще нужно сказать, что технологии «умных очков» идут к корпоративным заказчикам из потребительского рынка. Там с софтом все обстоит относительно просто: он реализуется как встроенный набор функционала программно-аппаратного комплекса. Примерно как предустановленное приложение (например, для того же велосипедиста) или, в продвинутом варианте, — с возможностью установки разных приложений (примерно как со смартфоном).

Для корпоративного применения готовые приложения с жестким набором функций не очень подходят. Точнее, готовые решения тоже нужны, но даже они требуют более широких возможностей по настройке, по расширению функционала. А чаще необходимы приложения именно под конкретные процессы, под конкретного клиента, то есть нужны платформы и инструменты разработки.

Так вот, возвращаясь к вопросу о стадиях развития AR-рынка, наверное, можно сказать, что даже при уже широкой палитре выбора «умных очков» направление аппаратных средств является по-прежнему очень юным, а софтверное — скорее в принципе находится на этапе формирования. Здесь есть определенный круг серьезных разработчиков и поставщиков, но все же это начальная фаза. Хотя вполне отчетливо видны обычные для корпоративного ИТ-рынка участники — разработчики платформенных решений и приложений, системные интеграторы, внутренние команды заказчика.

itWeek: Давайте теперь посмотрим на ситуацию в России. Наши предприятия пока только смотрят на зарубежные проекты или уже реализуют их сами?

И. Г.: У нас в стране компании только сейчас делают какие-то шаги к реализации собственных пилотных процессов и проектов. И это очень сложный момент: вследствие отсутствия спроса нет и хороших предложений от поставщиков, а из-за отсутствия предложений трудно приступать к внедрению. Проще говоря, в Россию зарубежные поставщики AR-софта еще не пришли, но потенциальные корпоративные потребители уже есть. Поэтому мы решили занять эту нишу, создав собственную программную платформу «ИКСАР» («XR») и предлагая свои услуги по реализации комплексных проектов. В общем, мы сейчас выступаем в роли первопроходцев со всеми вытекающими проблемами, когда нужно сначала показать клиенту, что внедрение новых технологий поможет ему повысить эффективность работы.

itWeek: А у вас есть методики оценки эффективности?

И. Г.: Методики есть, они-то как раз достаточно простые. Проблемой является то, что у клиентов нет данных по затратам на текущий вариант деловых и производственных процессов, то есть просто не с чем сравнивать новый вариант. Обычным способом убеждения клиента является реализация сначала небольшого прототипа, когда сотрудники заказчика (например, склада) начинают в течение недели или даже месяца работать в «умных очках» с некоторыми нашими преднастроенными решениями, после чего заказчик может начать пилотное внедрение, и т. д.

itWeek: А что вы будете делать, когда в Россию придут серьезные зарубежные поставщики? Насколько ваша платформа окажется конкурентоспособной?

И. Г.: Мы будем только рады этому, это будет способствовать развитию рынка в целом. К конкуренции мы готовы, мы считаем, что наша платформа уже сейчас является зрелым конкурентоспособным продуктом, хотя и работаем ежедневно над ее развитием. Тут нужно сказать, что в AR-проектах очень важна роль системного интегратора, его знание специфики бизнеса и производственных процессов. Мы располагаем необходимым опытом и сможем выступать как серьезным конкурентом, так и, не исключено, надежным партнером для зарубежных поставщиков. Среди достоинств нашей платформы много факторов, определяемых глубоким пониманием специфики российских клиентов, и наличие в связи с этим уже сконфигурированных решений, а также возможность в легкой интуитивно понятной форме составлять неограниченное число собственных сценариев бизнес-процессов. Приятным дополнением для заказчиков на данный момент является преднастроенная интеграция с SAP-решениями в части ТОРО и складских операций.

itWeek: Упоминание SAP свидетельствует, что сегодня вы нацелены на работу с весьма крупными заказчиками. А когда очередь дойдет до среднего и малого бизнеса?

И. Г.: Это обычная последовательность внедрения инноваций: все начинается с крупных компаний, у которых есть и сложные производственные процессы, и возможности инвестирования инноваций, а потом, по мере повышения зрелости рынка, идет расширение спектра потребителей. Сегодня среди потенциальных клиентов в России мы в первую очередь видим такие отрасли, как телеком, энергетика, металлургия, крупный ритейл.

itWeek: Спасибо за беседу.

Новости
  • 14.11.2018
    «ИНЛАЙН ГРУП» продемонстрировала «ИКСАР» на CNews Forum 2018 Подробнее
  • 11.10.2018
    «ИНЛАЙН ГРУП» исследует применимость методов машинного обучения в нефтегазовой отрасли Подробнее
Проекты
  • Альфа-Банк
    Консолидация ИТ-ресурсов на основе индустриальных стандартов