Внедрение системы управления ИТ-инфраструктурой, создание и развитие системы автоматизированной эксплуатации сети, настройка системы управления сервисными платформами IT operations, автоматизация рабочих мест

ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) является крупнейшим оператором мобильной связи в России и странах СНГ. Вместе со своими дочерними предприятиями компания обслуживает более 69,68 миллионов абонентов. Население 87 регионов России, а также Беларуси, Украины, Узбекистана и Туркменистана, где МТС и ее дочерние предприятия имеют лицензии на оказание услуг в стандарте GSM, составляет около 230 миллионов человек. С июня 2000 года акции МТС котируются на Нью-йоркской фондовой бирже под кодом MBT. 

История проекта 

Рынок мобильной связи в России является одним из наиболее быстрорастущих технологических рынков, показывая темпы роста не менее 30% в год. Такие темпы роста всегда ставят перед подразделением информационных технологий весьма амбициозные задачи. Не является исключение и компания МТС. В период быстрой экспансии в регионы компания часто поглощала местных операторов, включая их в свою структуру. При этом многие информационные системы часто оставались такими же, какие они были до поглощения. 

Такая система была недостаточно эффективна. Более того, для компании такого масштаба как МТС потери от неэффективности информационной инфраструктуры составляли значительную сумму. Это стало понятно, когда период экстенсивного роста МТС сменился периодом реорганизации с целью увеличения эффективности компании. В основу структуры компании была положена централизованная трехуровневая модель, где все региональные представительства относятся к одному из десяти Макро-регионов, каждый из которых подчиняется центральному офису. 

После предварительной оценки возможных альтернатив было выбрано направление работы подразделения информационных технологий по сокращению расходов и увеличению эффективности работы. Подразделение ИТ в каждом макро-регионе обеспечивает необходимый сервис для всех офисов компании в этом регионе, при этом высвобождается  большое число технических сотрудников в этих офисах с сокращением расходов и увеличением управляемости. 

После принятия «политического» решения и его технико-экономической проработки был проведен тщательный анализ предложений на рынке. В результате был выбран Altiris Client Management Suite. Для отработки технологий и проверки концепции внедрение этого продукта началось с пилотного проекта на 1500 компьютеров в Москве. После работы в течении двух лет пилот был признан полностью успешным и был объявлен тендер на поставку 16000 лицензий. При этом по экономическим причинам был выл выбран пакет программ, включающий более широкий набор продуктов – Altiris Total Management Suite. 

На первой стадии проекта внедрение осуществлялось при помощи Altiris Consulting, которая провела полное обследование, разработала типовые инструкции и процедуры, которые были проверены в трёх фокусных макро-регионах. Наличие типовых инструкций очень помогло в дальнейшем, позволив МТС самостоятельно провести внедрение в оставшихся макро-регионах за три месяца. Таким образом полное внедрение заняло около полугода и с февраля по сентябрь 2006 года Altiris Total Management  Suite был внедрен на всех рабочих местах компании. 

До и после 

Если рассмотреть ситуацию в компании до внедрения продуктов Altiris, то она была похожа на ситуацию во многих компаниях. В каждом офисе по всей стране были сотрудники, устанавливающие программное обеспечение и решающие проблемы пользователей. В силу масштабов МТС число таких сотрудников было велико, а эффективность их работы соответствовала существовавшему уровню автоматизации этих процессов. В компании отсутствовали единые стандарты на выполнение операций по установке и сопровождению программного обеспечения. Как результат существовали неоправданные накладные расходы и замедленная реакция низовых звеньев на решения вышестоящих органов. 

Сегодня политика и правила работы устанавливаются в макро-регионах. 

На уровне МР доступно: 

  •  наличие полной инвентаризационной информации о используемых ИТ-ресурсах компании;
  •  удаленная диагностика ошибок и восстановление работоспособности ПО без выезда специалистов;
  •  массовое распространение ПО на рабочие станции всех сотрудников компании.

Результаты

В результате внедрения Altiris Client Management Suite, затраты на установку программного обеспечения на 1000 ПК стали соизмеримы с затратами на обслуживание одного ПК. При этом за счет автоматизации процесса и стандартизации прикладных наборов ПО были сведены к минимуму ошибки, совершенные при инсталляции программного обеспечения.   

В результате внедрения этого программного продукта высвободились сотрудники в макро-регионах, которые были перенаправлены на другие участки работы. В условиях огромного дефицита профессионалов в области информационных технологий на российском рынке труда это позволило существенно увеличить качество и объем работ информационных подразделений. 

Кроме того, с внедрением системы у руководства появилась возможность собирать необходимую статистику и получать обратную связь с подразделениями компании. 

Планы 

Покупка компанией Altiris Total Management Suite основывалась на долговременных планах по внедрению системы управления информационной  инфраструктурой. В этот пакет кроме Altiris Client Management Suite входят средства управления серверами Server Management Suite, Asset Management Suite и т.д. 

В настоящее время подразделение информационных технологий запускает проект по централизованному управлению серверами компании.  В перспективе построение  Federated CMDB и внедрение процесса полной перепаковки ПО, используемого в компании, для полностью автоматизированного распространения на рабочие места пользователей. 

Новости
  • 26.09.2017
    «ИНЛАЙН ГРУП» и Fortinet защитили web-сервисы ТМК Подробнее
  • 14.09.2017
    «ИНЛАЙН ГРУП» на III Федеральном ИТ-форуме нефтегазовой отрасли России Подробнее
Проекты
  • Альфа-Банк
    Консолидация ИТ-ресурсов на основе индустриальных стандартов