Портал Морской порт

Создание портала взаимодействия государственных контрольных органов и заинтересованных лиц в процессе оформления товаров и транспортных средств в морских пунктах пропуска в рамках реализации государственного контракта с Федеральной таможенной службой.

Текст в формате PDF

Задачи

Решение стоящих перед ФТС России стратегических задач связано с внедрением в деятельность таможенных органов современных информационно-коммуникационных технологий.

В настоящее время таможенными органами используются более 80 специализированных информационных систем. Из них более 20 работают в режиме, близком к реальному времени, многие системы используются на всей территории Российской Федерации и даже за ее пределами. Все программные продукты объединены в федеральную государственную систему «Единая автоматизированная информационная система таможенных органов» (далее ЕАИС ТО), сведения о которой внесены в реестр федеральных государственных информационных систем.

Приказом ФТС России утверждена Концепция развития ЕАИС ТО до 2020 года, которая последовательно реализуется. Вот лишь некоторые примеры значимых результатов реализации концепции, основанных на внедрении передовых информационных технологий:

  • переход к электронному декларированию (в 2014 году подано 4,3 млн деклараций в электронном виде — 99.87% от общего количества);
  • существенное сокращение времени прохождения таможенных операций и таможенных процедур для товаров, которые не подлежат дополнительным визам государственного контроля и не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки (например, в 2014 году, по сравнению с 2013 годом, сокращение более чем в два раза);
  • переход к обязательному электронному предварительному информированию на автотранспорте.

Предпосылки проекта

Важной задачей применения информационных технологий в таможенном деле является упрощение, ускорение и повышение эффективности контрольных операций при прибытии транспорта и перевозимых товаров на территорию России.

Наиболее масштабно эта задача стоит при перевозке товаров морским транспортом, где присутствует своя специфика выполнения таможенных операций и контроля в отношении перевозимых товаров: в ограниченные сроки необходимо проанализировать и обработать большой объем документов и сведений, касающихся как самого судна, так и перевозимых на нем грузов — объем предоставляемого пакета документов может достигать несколько тысяч страниц на одно судно.

К моменту начала проекта технологические процессы обработки грузов в морском порту, в большинстве своём, предполагали использование бумажных документов (в том числе транспортных, перевозочных, установленных международными конвенциями), многократное формирование и направление информации об одних и тех же объектах контроля (товарах и морских судах) в различные органы — таможенные, по контролю безопасности движения морского транспорта, по исполнению санитарно-карантинного законодательства и другие организации.

Все это не обеспечивало требуемую степень оперативности, необходимую в условиях современного бизнеса. Поэтому одним из важных направлений совершенствования работы и увеличения грузооборота морских портов в Российской Федерации стала оптимизация информационного взаимодействия участников перевозочного процесса при трансграничных перевозках.

Эта задача усложнялась большим разнообразием участников и видов информационного взаимодействия. Участниками информационного взаимодействия в рамках морской перевозки могут быть юридические и физические лица, государственные организации и коммерческие структуры следующих категорий: грузовладельцы и их представители, транспортно-экспедиционные организации и их представители, органы исполнительной власти (таможенные органы, пограничная служба ФСБ России, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Ространснадзор), администрация портов, компании, работающие в морских терминалах. Любой из участников может быть одновременно источником и получателем информации на
различных стадиях процесса.

Дополнительную сложность любых оптимизаций в этой области создает нормативно-законодательный фактор: многие аспекты информационного взаимодействия жестко регламентированы не только приказами и распоряжениями отдельных государственных структур, но и федеральными, а также международными нормативными документами и соглашениями.

Выбор решения

Для решения поставленной задачи ФТС России была проведена научно-исследовательская работа (НИР) по изучению информационного взаимодействия между участниками международных морских перевозок, межведомственного информационного взаимодействия при совершении операций по таможенному контролю и иным видам государственного контроля в морском порту при осуществлении международных морских перевозках грузов и пассажиров. На основании выполненных исследований была разработана концепция информационного взаимодействия участников морских перевозок и процессов в морском порту, а также организована опытно-конструкторская работа по следующим направлениям:

  • создание комплекса программных средств «Портал Морской порт» в качестве коммуникационной платформы для обеспечения всех видов информационного взаимодействия участников морских перевозок;
  • интеграция комплекса программных средств «Портал Морской порт» с другими программными средствами ЕАИС ТО;
  • реализация межведомственного взаимодействия в части функций, автоматизируемых в комплексе программных средств «Портал Морской порт».

Были определены разноплановые требования к архитектуре создаваемой системы, в числе которых:

  • использование WEB-технологий;
  • разделение системы на внешнюю и «ведомственную» части, которые позволяют таможенным инспекторам работать в защищенном сегменте и обеспечивают интеграцию с другими информационными системами ФТС России;
  • использование существующей транспортной подсистемы, шины данных (на базе IBM WebSphere MQ) для организации взаимодействия между внешней и внутренней частями и интеграции с другими таможенными системами;
  • интеграция с сервисами Личного кабинета участника ВЭД ФТС России для организации ввода и предоставления в привычном интерфейсе участника ВЭД необходимых документов и сведений, а также обеспечения возможности использовать другие сервисы личного кабинета (например, сервис «архив декларанта»);
  • реализация открытых интерфейсов для интеграции с системами участников ВЭД (предоставление информации, получение информации о принятых решениях и т. п.) с использованием публичных форматов и спецификации информационного обмена ФТС России с участниками внешнеэкономической;
  • реализация технологии электронной подписи для обеспечения юридической значимости предоставляемых документов и принимаемых решений.

О ходе реализации проекта

Для выбора исполнителя опытно-конструкторской работы ФТС России провела конкурсную процедуру торгов в соответствии с ФЗ 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В феврале 2015 года компания ЗАО «ИНЛАЙН ГРУП» с высокими оценками за качество предложения и компетенцию была признана победителем. В конкурсной заявке была широко представлена компетенция компании в области заказной разработки, проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

В соответствии с условиями государственного контракта работы проводились в три этапа.

На первом этапе выполнялись дополнительные научно-исследовательские работы методического и технологического плана:

  • уточнение технологических особенностей информационного взаимодействия участников морских перевозок и состав передаваемых данных на основе анализа актуальных версий нормативно-правовой базы ФТС России, законодательства Российской Федерации и Таможенного союза;
  • проработка вопросов межведомственного взаимодействия с учетом уже используемых в ФТС России технологий;
  • уточнение перечня информационных систем ЕАИС ТО ФТС России и механизмов их интеграции с комплексом программных средств КПС «Портал Морской порт» в рамках информационного обмена участников морских перевозок.

Результаты работы были оформлены в виде научно-технического отчета и технического задания на создание КПС «Портал Морской порт». На втором этапе в ходе технического и рабочего проектирования был создан КПС «Портал Морской порт», сформирован необходимый пакет проектной и рабочей документации, проведена комплексная предварительная приемка системы и принято решение о переходе к опытной эксплуатации.

В рамках третьего этапа проводилась опытная эксплуатации КПС «Портал Морской порт» на объектах пилотной зоны в соответствии с согласованным с ФТС России планом и порядком проведения.

Результаты проекта и перспективы развития

В конце апреля 2016 года завершилась опытная эксплуатация в морских портах Российской федерации, расположенных в городах Новороссийск, Владивосток, Находка, Калининград, Усть-Луга, Феодосия, Керчь, Евпатория. По завершении опытной эксплуатации ФТС России приступила к работам по внедрению КПС «Портал Морской порт»" во всех портах международной торговой перевозки РФ. Завершение работ запланировано на конец второго квартала 2017 года.

По опубликованной ФТС России информации, уже в ходе опытной эксплуатации в результате применения КПС «Портал Морской порт» и сопутствующих организационных мероприятий заметно сократилось среднее время нахождения товаров в морских портах.

Работы по созданию КПС «Портал Морской порт» вызвали большую заинтересованность не только ФТС России, но и различных коммерческих и некоммерческих объединений, представителей органов государственной власти. Уже на стадии разработки система была представлена на международной выставке «Таможенная служба» в числе наиболее важных перспективных информационных технологий ФТС России, а весной 2016 года она демонстрировалась делегации экспертов Всемирного банка в рамках визита, связанного с ежегодной оценкой индекса простоты ведения предпринимательской деятельности («Doing Business»). Создание и внедрение системы неоднократно становилось темой, обсуждаемой на заседании Торгово-промышленной палаты.

Ключевые перспективы использования КПС «Портал Морской порт» связаны с изменениями нормативной базы: ввод в действие обязательного предварительного информирования о прибытии судов и перевозимых товаров международной торговли; долгожданное для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности изменение законодательства, позволяющее отказаться от подачи бумажных документов. Особенно важен последний пункт, так как двойная форма предоставления документов и сведений сейчас становится тяжёлым и ненужным обременением для тех перевозчиков, которые уже освоили электронное взаимодействие с государственными контрольными органами.

Большие перспективы по развитию системы связаны и с вопросами сокращения временных и денежных затрат путем оптимизации портовой логистики за счет доступности в режиме on-line решений государственных контрольных органов в отношении товаров. Мнение Леонида Канина, начальника Владивостокской таможни: «... дальнейшее ее (КПС „Портал Морской порт“, прим. редактора) развитие позволит исключить целый ряд дорогостоящих и длительных по времени портовых операций, таких как складирование контейнеров в штабели, перемещение контейнеров между площадками хранения, досмотровыми площадками, зонами работы инспекционных досмотровых комплексов. Все это позволит ускорить процесс таможенного оформления товарных партий, уменьшить простои транспортных средств и увеличить „оборачиваемость“ складских помещений.» Журнал «Таможня», № 11, июнь 2016.

Новости
  • 26.09.2017
    «ИНЛАЙН ГРУП» и Fortinet защитили web-сервисы ТМК Подробнее
  • 14.09.2017
    «ИНЛАЙН ГРУП» на III Федеральном ИТ-форуме нефтегазовой отрасли России Подробнее
Проекты
  • Альфа-Банк
    Консолидация ИТ-ресурсов на основе индустриальных стандартов