Алексей Ромашкин, генеральный директор «ИНЛАЙН ГРУП»: «Мы работаем на переднем крае, и от стабильности ИТ-рынка зависит стабильность экономики страны в этот непростой период»
Интервью генерального директора «ИНЛАЙН ГРУП» Алексея Ромашкина в рамках победы в рейтинге CRN/RE «25 лучших российских системных интеграторов».
Как вы можете прокомментировать ситуацию, сложившуюся на отечественном ИТ-рынке?
Алексей Ромашкин: Не будет новостью, если скажу, что ситуация на рынке очень непростая.
Во-первых, мы наблюдаем дефицит серверного, сетевого и СХД-оборудования, усугубленный неустойчивостью рубля. В итоге одни стараются продать подороже, другие — купить что есть. Международные компании, прежде всего американские и европейские, прекратили или приостановили свою деятельность на территории Российской Федерации в самой некорректной форме. Некорректность заключается в том, что оплаченные и даже доставленные грузы не передаются потребителю. Но это же не политика, это бизнес — если товар оплачен, он должен быть передан заказчику.
Второй важный фактор — это сервисная поддержка аппаратного и программного обеспечения, которая оказывается на основании поквартальной или даже помесячной предоплаты. По факту договоры подписаны, предоплата произведена, но вендоры отказываются предоставлять сервис и деньги не возвращают. Я не обсуждаю, почему так произошло. Но с точки зрения бизнеса, если поставщик получил деньги, то он обязан передать товар или оказать услугу. Либо вернуть средства, поскольку в противном случае он подвергает угрозе деятельность других компаний, что совершенно некорректно.
Третий момент — китайские компании тоже привносят неопределенность: обязательства по предоплаченным заказам на данный момент выполнены далеко не все. Все эти факторы оказывают крайне негативное влияние на всех участников рынка — дистрибьюторов, интеграторов, конечных заказчиков.
Повторюсь: всё вышеизложенное — нормальная здравая позиция с точки зрения бизнеса, не имеющая никакого отношения к политике.
На что вы опираетесь в своей работе сейчас, когда весь мир «вверх тормашками»? Что дает вам силы не опускать руки и бороться? Что дает уверенность, что ваша компания не просто продолжит работать, но и будет успешной? Что помогает оставаться в ресурсе, оставаться лидером для своего коллектива?
А. Р.: Мы ждем прибытия в Россию размещенных и предоплаченных заказов, рассчитываем получить от американских компаний оплаты по подписанным лизинговым контрактам — либо договорным путем, на условиях претензионной работы, либо через суд.
Что можно и нужно делать в этих условиях? В первую очередь, разобраться с долгами по товарам и услугам. Далее решить, как расторгать договоры, по которым не выполняются обязательства. И, главное, принимать меры по поддержке заказчиков, купивших оборудование, но оказавшихся без поддержки программного и аппаратного обеспечения для корпоративных информационных систем. Таким образом, первоочередной задачей для заказчиков становится защита от возможных отказов ИТ-систем. И в среднесрочной перспективе — корректировка ИТ-стратегии с учетом перехода на решения, свободные от санкций.
Именно поэтому для заказчиков мы начали работу по формированию пакетов услуг по технической поддержке оборудования и ПО, чтобы максимально продлить срок его жизни, пока не завершится период неопределенности и отсутствия новых поставок.
Путей быть успешными не так много, но они есть. Прежде всего, необходимо сфокусироваться на технической поддержке, организации логистики запчастей и мероприятиях по обучению ИТ-специалистов заказчиков — как эксплуатировать оборудование, выжимая из него максимум возможного, чтобы как можно дольше не закупать новое. В рамках этого направления мы перестраиваем бизнес, что не так просто: для организации техобслуживания требуются люди, которым нужно платить зарплаты; нужно оплачивать запчасти; приходы денег чаще всего привязаны к фискальным периодам, поэтому приходится вкладывать деньги в оборот. Здесь бы помогли дешевые целевые кредиты.
Следующий момент: в условиях отсутствия новых поставок заказчики могут испытывать нехватку мощностей, тогда как реальная утилизация физических ресурсов во многих компаниях не превышает 30%. Следовательно, надо заниматься оптимизацией использования ресурсов, реинжинирингом архитектуры программно-аппаратных комплексов в целях более рационального использования мощностей. Такая услуга у нас тоже сформирована.
Кроме того, необходимо обеспечить учет и грамотное управление ИТ-активами, мониторинг ИТ-инфраструктуры и бизнес-процессов, либо на базе отечественных продуктов, в частности, у «ИНЛАЙН ГРУП» есть собственная разработка iAM — Inline Asset Management, либо запланировать плавную миграцию на российские или санкционно независимые импортные решения.
Если говорить о рынке в целом, нужно учитывать, что в большинстве случаев мгновенный старт работ по импортозамещению всех систем, особенно бизнес-приложений, находящихся под риском, не только невозможен, но и нецелесообразен.
Поэтому для всех сейчас первоочередная задача — определить, какие системы могут перестать функционировать, в каком объеме и при каких условиях, оценить масштабы влияния этого на бизнес-деятельность и сформировать перечень мер и мероприятий, направленных на минимизацию рисков.
Безусловно, ситуация в каждой компании будет уникальна. При общем подходе меры будут делиться на категории «Защита», «Поддержка», «Миграция».
Защита: что можно сделать, чтобы предотвратить остановку конкретной системы или потерю данных в условиях санкций.
Поддержка: как можно перестроить процессы технической эксплуатации и сопровождения, чтобы обеспечить быстрое реагирование на проблемы с той или иной системой в условиях санкций (например, отсутствие поддержки производителя системы).
Миграция: перенос функционала автоматизации из систем, находящихся в рисковой зоне, или полная миграция функционала на другие системы аналогичного класса.
Однако, не стоит исключать вариант «ничего не делать с конкретной системой». Он тоже может быть правильным и выверенным решением, если негативный эффект от потери автоматизации исполнения или управления конкретного участка будет приемлем в текущих условиях.
В заключение хочу сказать, что сейчас ИТ-компаниям требуется больше оборотных средств, ведь мы функционируем в рублевой зоне, а кредиты стали стоить очень дорого. Мы работаем на переднем крае, и от стабильности ИТ-рынка зависит стабильность экономики страны в этот непростой период. Поэтому сейчас ИТ-сообществу и государству надо думать над тем, как работать в новых условиях, создавать внутриотраслевые инициативы по поддержке участников рынка, поскольку текущих стимулирующих мер, к большому сожалению, явно недостаточно.