Основные модели управленческого учета затрат
В отличие от системы бухгалтерского учета, законодательно регламентируемой на нескольких уровнях (МСФО, РСБУ, стандарты компании), система управленческого учета затрат регламентируется на уровне хозяйствующего субъекта для удовлетворения его внутренних целей.
Ключевые цели управленческого учета затрат:
- анализ и интерпретация фактических результатов деятельности, в том числе причин возникновения затрат, взаимосвязей между параметрами деятельности компании и затратами; прибыли и рентабельности по видам продукции, направлениям деятельности, рынкам сбыта и так далее;
- контроль затрат, в том числе учет и оценка результатов деятельности центров ответственности;
- принятие текущих решений, в том числе управление ценой реализации, объемами деятельности, номенклатурой выпуска, решения «производить или покупать» и прочие.
Основные модели управленческого учета затрат
Основой для выбора конкретной модели служит ее соответствие целям, приоритетным для компании.
АВС (Activity-Based Costing): учет затрат по функциям (учет с анализом причинности)
Расчет полной себестоимости единицы продукции, работ или услуг по каждому виду деятельности на основании взаимосвязи факторов возникновения накладных затрат и соответствующих вспомогательных функций. Главный объект внимания системы: анализ и контроль производственных накладных затрат, то есть деятельности вспомогательных подразделений (традиционно слабо контролируемых) через показатели стоимости бизнес-процессов.
АВС-учет успешно применяется в компаниях, где:
- имеется существенная доля накладных затрат;
- существует возможность выявить причинно-следственные связи типа «продукция – вспомогательная функция – затраты»;
- ограниченная номенклатура выпускаемой продукции (работ, услуг).
Основные функции и преимущества
Обоснование долгосрочных решений:
- по номенклатуре, по объемам и способам производства продукции;
- по организации вспомогательных производств.
Анализ:
- происхождения потребности в бизнес-процессах и стоимости каждого из них;
- полной себестоимости и прибыли по видам продукции.
Контроль:
- себестоимости продукции на основании анализа реальных факторов затрат;
- производственных накладных (постоянных) затрат.
Недостатки: модуль не применим для обоснования краткосрочных управленческих решений – трудности с пересчетом полной себестоимости и текущей корректировкой цены в условиях быстрых колебаний объемов деятельности.
Маржинальный учет: по переменным затратам
Модель основана на принципе выделения переменных производственных затрат выпуска единицы продукции (работ, услуг) и технике CVP-анализа (Cost-Volume-Profit). Все постоянные затраты рассматриваются как затраты того периода, в котором они были понесены. Главный объект внимания системы – контрибуция (разница между ценой, выручкой и переменными затратами) по видам продукции, направлениям деятельности, рынкам сбыта и любым другим объектам учета.
Маржинальный учет успешно применяется в компаниях, где:
- небольшая доля накладных затрат;
- большое разнообразие видов продукции и как следствие, невозможность установить корректные взаимосвязи «продукция – постоянные затраты»;
- основной тип принимаемых решений – краткосрочные.
Основные функции и преимущества
Обоснование и принятие краткосрочных решений:
- ценообразование в коротком периоде;
- сравнительная оценка продукции по показателям полной продуктовой контрибуции, коэффициента покрытия и оптимизация текущей производственной программы;
- решения типа «покупать или производить», «делать или не делать» (по переменным затратам);
- анализ и контроль переменных производственных затрат на единицу продукции, ЦО, управленческое решение.
Недостатки: модель не предполагает анализ и контроль постоянных затрат, не применима при существенных колебаниях объемов производства, а также при принятии долгосрочных решений.
Нормативный учет (Standard costing)
Модель учета себестоимости единицы продукции по нормативам затрат, которые определяются как сумма нормативных затрат на выполнение отдельных операций, необходимых для производства этой продукции. Отклонения фактических затрат от нормативных учитываются как затраты и доходы соответствующего периода и оценивают результат управления компанией в данном периоде. Концепция нормирования затрат может применяться как к полной, так и к маржинальной себестоимости.
Нормативный учет можно применять в компаниях, где:
- имеется «повторяемость» деятельности, то есть наличие однородных нормируемых элементов;
- отсутствует необходимость частого пересмотра норм при изменениях внешней и внутренней среды компании;
- приемлемый уровень существенности отклонений фактических затрат от затрат, учтенных по нормам.
Основные функции и преимущества
- Существенное повышение оперативности отчетов и оценки финансовых результатов задолго до закрытия периода в бухгалтерском учете.
- Формирование целевых показателей развития.
- Детальный контроль затрат и выявление отклонений, анализ их причин и своевременное реагирование.
Недостатки: сложности при установлении (разработке) экономически обоснованных нормативов, а также необходимость периодического их пересмотра при изменении внутренних и внешних условий деятельности.
Ознакомьтесь с другими решениями и услугами, предоставляемыми «ИНЛАЙН ГРУП» в рамках направления.